Ка́ртинг — гонки на картах, небольших автомобилях, состоящих из рамы, мотоциклетного двигателя и сиденья.
За счёт крутых поворотов и коротких прямых гонкам на картах присуща динамика, сопоставимая с «Формулой-1».
История
В 30-е годы в США среди мальчишек было популярно катание с горок на безмоторных тележках.
Считается, что картинг придумали военные лётчики в США после Второй мировой войны. Они строили *из подручных материалов маленькие машинки и устраивали на них гонки по лётному полю. Но это хобби было распространено лишь в узких кругах, пока за дело не взялся Арт Инглс (en:Art Ingels), бывший пилот, механик отделения фирмы «Куртис крафт компани» в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили. Он в августе 1956 г. на автогонках в Помоне представил публике несложный карт. Машину назвали тележкой (англ. cart).
В 1957 г. Билл Роулс, Даффи Ливингстон и Рой Десброу (англ. Bill Rowles, Duffy Livingstone, Roy Desbrow) создают компанию Go-Kart Company, производящую карты. Дела компании шли настолько успешно, что удалось купить участок в 5 акров, на котором был построен первый картодром. Одновременно Инглс основывает компанию Ingels-Borelli.
В 1958 г. английский бизнесмен Микки Флин заказывает у Go-Kart пять картов. Уже в 1960 году в Великобритании насчитывается свыше 100 фирм, занимающихся производством картов и комплектующих. С февраля 1960 г. в Великобритании начинает издаваться журнал «Karting».
В мае 1960 г. Международная федерация автоспорта официально признала картинг видом автоспорта. В 1962 г. была создана Международная комиссия по картингу при Международной федерации автоспорта (CIK FIA). В 1964 г. в Риме проводился первый чемпионат мира по картингу с двигателями объёмом 100 см³ (картинг стал вторым видам автоспорта, по которому проводится чемпионат мира, после «Формулы-1»).
Карты тех лет отличались очень простой конструкцией, малой мощностью двигателей и полным отсутствием каких бы то ни было мер безопасности. Цена такого карта варьировалась от 100 до 200 долларов США.
Именно благодаря простоте и дешевизне картинг в первые годы его существования приобрёл бешеную популярность. Но к 1962 году бум на картинг закончился. Количество фирм-производителей упало. Карты стали мощнее и совершеннее, но и дороже. На смену простейшим рамам из водопроводных труб пришли конструкции с тщательно просчитанной упругостью. Повышение скоростей потребовало повышения безопасности. Как и в любом другом техническом виде спорта, в картинге остались профессионалы.
В 2007 году CIK предприняла попытку возвратить картингу дух 60-х годов, сведя любителей и профессионалов. Была опубликована спецификация на единый картинговый двигатель серии KF, который (с разными электронными блоками, карбюраторами и т. д.) применяется во всех классах картов без коробки передач. Об успехе или неудаче этого начинания можно будет говорить лишь через несколько лет.
Карт, ввиду его небольшой массы, часто применялся для побития рекордов скорости на машинах с малым объёмом двигателя, а также для экспериментов с необычными силовыми установками. Известно несколько попыток установить на карт реактивный двигатель, наибольшая зафиксированная скорость — 407 км/ч. Немецкий физик и энергетик Лайнг построил карт с паровым двигателем для демонстрации того, насколько компактной и надёжной может быть такая силовая установка. В 1981 г. в СССР были проведены показательные соревнования среди электрических картов. С 2007 года CIK намеревается проводить гонки на электрических картах на регулярной основе.
Картинг в СССР
Картинг в СССР начинается в 1960 г., когда выпускник Харьковского автодорожного института Лев Кононов в Курске построил первый советский карт. Другим советским очагом картинга оказался харьковский Дворец пионеров, в котором открылась секция картинга. В том же 1960 году Федерация автомобильного спорта СССР утвердила «Правила проведения соревнований, классификацию и технические требования к микроавтомобилям типа „Карт“».
Благодаря простоте — карт можно собрать даже в гараже, из доступных деталей — картинг стал самым массовым видом автоспорта. Первые карты делали самостоятельно. Главной проблемой было найти подходящие колёса. В ход шли колёса от мотороллеров, вертолётов и подобные. На учебные карты ставили даже усиленные велосипедные.
Шлемов детских размеров не было, их делали самостоятельно из стеклопластика (стеклоткань+эпоксидная смола).
В 1964 г. Таллинский авторемонтный завод налаживает выпуск первого советского серийного карта.
Советские картингисты впервые вышли на международную арену в 1965 г., приняв участие в гонках на «Хрустальный кубок», которые проводились среди социалистических стран. Победили в чемпионате гонщики из ГДР. Бум картинга в СССР пришёлся на 70-е годы.
Специализированных картодромов было мало. Типичная картинговая секция располагала асфальтированной площадкой в несколько аров, на которой размечали тренировочные маршруты. Соревнования проводились в основном на велотреках, беговых дорожках стадионов, аэродромах. Впоследствии от гонок на велотреках отказались ввиду их небезопасности.
Производством картов занимались Одесский завод ДОСААФ, КамАЗ, Ленинградское производственное объединение «Патриот» ДОСААФ, Абовянский завод ДОСААФ. Правда, конструкция картов была далека от совершенства, и приходилось дорабатывать их самостоятельно. В технических журналах («Юный техник» и др.) публиковались чертежи самодельных картов.
К моменту распада СССР в 5 тысячах секций при школах, дворцах пионеров и станциях юных техников занимались 130 тысяч человек. Ежегодно проводились соревнования союзных республик и СССР. С распадом СССР картинг пришёл в упадок по причине отсутствия финансирования.
Через несколько лет после распада СССР появились люди, желающие экстрима и готовые платить за него. Для них в крупных городах начали появляться площадки прокатного картинга. Стандартные расценки: от 15 $ за 10-минутный заезд.
Компоновка
Основой карта является рама, сваренная из стальных труб. Материал рамы должен быть магнитным, то есть, дюралюминий, титан и карбон запрещены.
На раме расположены сиденье, рулевое управление и двигатель. В спортивных картах двигатель обычно располагается справа от водителя (таким образом, для езды на таком карте требуется теплоизоляционная накладка на рукаве комбинезона); в прокатных картах — сзади, так что можно ездить даже без защитной одежды, не рискуя обжечься.
Вес полностью снаряжённого спортивного карта 70—80 кг.
Силовая установка
Силовой установкой карта является карбюраторный бензиновый двигатель воздушного или водяного охлаждения; двухтактный на спортивных картах и четырёхтактный на прокатных. Двигатель можно перемещать вперёд-назад (чтобы обеспечить нужное натяжение цепи).
Удельная мощность спортивного карта может быть выше, чем у автомобиля. Карты начального уровня характеризуются мощностью 6—9л.с. Спортивные карты обладают мощностью в 20—40л.с., что при массе карта с водителем менее 200 кг даёт мощность в пределах 5—10кг/л.с. У Audi TT — 6,5кг/л.с., у КАМАЗа — 100кг/л.с. При этом количество оборотов в минуту может достаигать 15 000 -17 000 (у двухтактных двигателей). За счет своей малой массы наиболее мощные классы могут разгоняться до 100 км/ч за 3-4 секудны. При этом перегрузки, испытываемые пилотом, очень велики, по-этому для удачного участия в соревнованиях тербуется хорошая физическая подготовка. Для всех картов действует ограничение на уровень шума.
Трансмиссия
На картах встречаются три варианта трансмиссии:
*на спортивных картах низших классов (в основном детских): роль трансмиссии играет цепная передача.
Такой карт не может стоять на месте с работающим мотором; двигатель заводится «с толкача», а старт даётся с ходу.
*на прокатных и некоторых спортивных картах: автоматическое центробежное сцепление и цепная передача.
Если не нажимать одновременно на газ и на тормоз, нет риска заглушить двигатель.
*на большинстве спортивных картов: коробка передач со сцеплением.
Вращение на заднюю ось также передаётся через цепную передачу. В зависимости от класса, разрешается от двух до шести передач.
Сцепление управляется рычагом, расположенным слева под рулём; рычаг переключения передач расположен справа от сиденья.
Дифференциал запрещён. Привод только на задние колёса.
Ходовая часть
Упругой подвески на карте нет; роль амортизаторов играют шины и рама. Передние колёса, как правило, меньше задних по диаметру. Есть несколько типов резины: слики, промежуточные, дождевые и зимние.
Дифференциала в карте нет, поэтому упругость рамы рассчитывается так, что в повороте внутреннее заднее колесо оказывается в воздухе.
Из-за отсутствия подвески картинг требует очень ровного асфальта; практически незаметные бугры на трассе приводят к сильной тряске.
Рулевое управление
Рулевое управление на карте простейшего типа: рулевая колонка соединена тягами с управляемыми колёсами. Поэтому руль карта чрезвычайно жёсткий, с поворотом около 45° в каждую сторону.
Другие типы рулевого управления в картинге запрещены.
Тормозная система
В зависимости от класса, на картах бывают:
*механические тормоза на заднюю ось (встречается в дешёвых прокатных картах; также разрешено в некоторых детских классах)
*гидравлические тормоза на заднюю ось (в картах без коробки передач);
*гидравлические тормоза на все колёса (в картах с коробкой передач).
Карбоновые тормозные диски запрещены.
Безопасность
Боковые короба, передний и задний бампера защищают гонщика и механизмы карта при столкновении. Цепная передача закрыта кожухом, который не позволяет цепи отлететь в сторону. Тормозная тяга дублируется тросиком. В картах с тормозами на все четыре колеса передний и задний контуры действуют независимо, и при отказе одного можно затормозить вторым. Снизу рамы расположен полик — пластина, на которую опираются ноги.
Эти меры делают картинг достаточно безопасным видом спорта (всё равно картинг — экстремальный спорт и обезопасить себя на 100 % никогда не получится).
Настройки карта
Для достижения максимальной скорости спортивный карт можно настраивать. Возможны такие настройки:
*давление в шинах;
*установка/снятие стабилизатора поперечной устойчивости (в некоторых моделях);
*передаточное число цепной передачи;
*развесовка карта (регулируется перемещением сиденья);
*схождение рулевых колёс;
*передний клиренс;
*тормозной баланс (в картах с тормозами на все колёса);
*колея на обеих осях;
*настройка карбюратора;
*настройка сцепления (особенно центробежного);
*настройка расстояния от двигателя до резонатора (задаёт оптимальный режим сжатия топливной смеси);
*длина шатуна (степень сжатия).
Спортивный картинг
Спортивный картинг является для одних первой ступенью в автоспорт, для других — дорогим, но увлекательным хобби. Большинство гонщиков Формулы-1 начинали свою карьеру с картинга; среди них Михаэль Шумахер, Мика Хаккинен и Фернандо Алонсо. После завершения карьеры в Формуле-1 Михаэль Шумахер вернулся в картинг и завоевал титул чемпиона мира. К тому же Шумахер является совладельцем профессиональной команды по гонкам на картах.
Спортивные классы делятся на международные формулы, международные классы, национальные классы и любительские классы.
Международные формулы и классы (группы 1 и 2)
В 2007 году чемпионат мира по картингу проводится в новой системе классов — KF1…KF4, KZ1, KZ2.
Все классы серии KF будут иметь один и тот же двухтактный двигатель водяного охлаждения объёмом 125 см³ без коробки передач, но с разными требованиями к карбюратору, системе газораспределения и ограничителю оборотов. В двигатель встроены сухое центробежное сцепление и электрический стартер. Минимальный вес картов CIK обещает объявить позже.
Карты серий KZ1 и KZ2 (бывшие «Супер-интерконтиненталь-C» и «Интерконтиненталь-C») имеют двухтактный двигатель водяного охлаждения объёмом до 125 см³ c 3—6 передачами. Минимальный вес с водителем 170 кг. Возраст пилота от 16 лет.
Также будут проводиться международные соревнования и в старой системе классов («Суперкарт», «Формула-А», «Интерконтиненталь-А», «Всемирная формула», «Ротакс-макс» и другие).
Национальные классы создаются национальными автоспортивными федерациями. На территории разных стран они разные. Как правило, в национальных классах применяются моторы отечественного производителя. В России проводятся соревнования в таких национальных классах:
*Пионер: одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения до 50 см³, 2—5 передач. Возраст пилота 8—12 лет.
*Кадет: одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения до 50 см³, с коробкой передач. Возраст пилота 11—16 лет.
*Микро: одноцилиндровый двигатель воздушного принудительного охлаждения RAKET 60 CD (60 см³) производства Radne Motor AB (Швеция), без коробки передач. Возраст пилота 5—9 лет.
*Мини: одноцилиндровый двигатель воздушного принудительного охлаждения RAKET 85 Racing (85 см³) производства Radne Motor AB (Швеция), без коробки передач. Возраст пилота 8—12 лет.
*Ракет: аналогичен Мини, но возраст пилота 11—15 лет.
*Союзный: одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения до 125 см³, 4—6 передач. Возраст пилота с 16 лет.
Союзный-Юниор: аналогичен Союзному, но возраст пилота 13—18 лет.
*Класс «Е» (зимние трековые гонки): одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения до 250 см³, с коробкой передач. Возраст пилота с 16 лет.
Карт класса «Союзный»На 2008 год намечаются такие классы:
*МИНИ 2008 одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения 60 см³ 12 л.с. 8-11лет
*СУПЕР МИНИ 2008 одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения 60 см³ 15 л.с. 11-13лет
Любительские и хобби-классы (группы 4 и 5)
В этих классах проводятся соревнования и разыгрываются призы, однако на этих соревнованиях невозможно получить спортивный разряд. К ним относятся:
*классы прокатного картинга;
*взрослые классы с маломощными картами;
*заводские классы, не признанные национальной автоспортивной федерацией (например, Easykart).
Заводские классы
Соревнования в заводских классах устраиваются производителями картов и двигателей. Они могут быть признанными национальной федерацией картинга (например, Микро, Мини, Ракет, Ротакс-макс) или любительскими. Заводские классы требуют, чтобы все детали карта (или двигателя) были только данного производителя, без всяких модификаций.
Заводские классы частично решают проблему организации международных соревнований: вместо того, чтобы везти карт за тысячи километров, гонщик может взять его напрокат. Хотя, конечно же, ничего не может заменить подготовленную в собственном гараже машину.
Картинговые флаги
В картинге применяются такие флаги (по официальным правилам РАФ):
*стартовый;
*клетчатый — финиш;
*красный — гонка остановлена;
*чёрно-белый с табличкой — неспортивное поведение;
*чёрный с оранжевым кругом, с табличкой — технические проблемы, подвергающие опасности самого *гонщика или его соперников;
*чёрный с табличкой — исключение из заезда;
*зелёный с жёлтым шевроном (V) — фальстарт.
*жёлтый — сигнал опасности;
*зелёный — опасность миновала;
*красно-жёлтый — скользкая дорога;
*белый — предупреждение о медленно движущемся карте;
*голубой — требование пропустить.
--------------------------------------------------------------
Прокатный картинг
Пожалуй, единственный способ для «простого смертного» почувствовать себя автогонщиком, находясь при этом в полной безопасности — это прокатный картинг. Типичный прокатный карт имеет четырёхтактный двигатель мощностью до 9 л.с. и автоматическое (центробежное) сцепление. Благодаря такой конструкции, чтобы карт ехал, достаточно нажать на газ; если остановиться, двигатель не глохнет. Невысокая скорость прокатного карта не приводит к серьёзным авариям, но позволяет ощутить всю динамику автогонок. Тормоза у прокатного карта только на заднюю ось, поэтому тормозить на поворотах требуется особо аккуратно.
Наиболее распространённый двигатель в прокатных картах — Honda GX270 (9 л.с.). Также встречаются менее мощные Honda GX160 и GX200. На широких и длинных трассах могут использоваться двигатели Honda GX390 мощностью 13 л.с.
При наступлении дождя резина карта не меняется на дождевую, продолжают ездить на сликах. Поэтому на мокрой трассе управление картом затруднено. Впрочем, встречаются люди, которые специально приходят на картинг в дождь. Необходимо помнить, что даже в прокатном комбинезоне остается большая вероятность полностью намочить свою одежду.
Ограничение по возрасту простейшее: дети допускаются, как только начинают доставать до педалей. На некоторых картодромах предлагают менее мощные карты для детей.
На многих картинг-площадках периодически проводятся любительские соревнования.
Техника безопасности на прокатном картинге
Запрещено садиться в карт без шлема.
Запрещено ездить в состоянии алкогольного опьянения и под действием лекарств, влияющих на реакцию. Не допускаются люди, которым противопоказаны тряска, удары и перегрузки (беременные, люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и т. д.).
Длинные волосы обязательно должны быть спрятаны под шлемом или одеждой. Все элементы одежды, которые могут помешать управлению, следует снять. Выньте из карманов твёрдые и острые предметы.
При посадке/высадке можно становиться ногами только на раму и полик. Нельзя на рулевые тяги, сиденье, обтекатели, бамперы и т. д.
Не нажимайте на педаль газа и тормоза одновременно — это перегружает двигатель и сцепление.
Не трогайте двигатель — это чревато ожогами.
Запрещено ездить в направлении, противоположном движению.
Запрещена контактная борьба. Нельзя каким бы то ни было образом мешать более быстрому карту. Нельзя умышленно создавать опасные ситуации на трассе. Нельзя управлять одной рукой. Левая нога всё время должна находиться на педали тормоза.
Если вы попали в аварию и карт невозможно вернуть на трассу своим ходом, не покидайте карт и не нажимайте на газ. Также не пытайтесь вытащить карт, отталкиваясь ногами от земли (относительно безопасный манёвр — оттолкнуться ногой от ограды). Вместо этого поднимите руку и ждите помощи механиков.
Беспрекословно выполняйте сигналы механиков.
Когда будет дан финиш заезда, заблаговременно сбавьте скорость и на малом газу заведите карт на место стоянки. Не паркуйте карт на высокой скорости с экстремальным торможением. Вылезайте из карта только тогда, когда механик заглушит мотор.
Травмы на прокатном картинге случаются крайне редко. Тем не менее, если после тяжёлого столкновения вы чувствуете, что с вами «не всё в порядке», не вылезайте из карта самостоятельно, попросите кого-нибудь подать руку.